– В какую руку будем вживлять имплантат? – В левую: я правша. Несмотря на немногословность ответа Кевина Уорвика, профессора кибернетики университета Рединга (Великобритания), хирург сразу понял, о чем тот хотел сказать: если ученому суждено потерять руку, пусть ею будет левая.
Имя: Кевин Уорвик. Профессия: ученый, профессор Кибернетики университета Рединга. Миссия: Ускорить процесс эволюции людей в киборгов-телепатов. Свобода выбора: У человека есть только две альтернативы: породниться с машиной или стать ее рабом.
«Остаться человеком к 2100 году – безрадостная перспектива. Мы общаемся очень вяло, думаем очень медленно и очень примитивно. Киборги будут относиться к людям, как к дикарям».
Этот самый имплантат размером с горошину с помощью 100 шипов-электродов был присоединен к срединному нерву Уорвика.
Однако первая для человека операция подобного рода прошла успешно: имплантат всей сотней своих электродов был присоединен к срединному нерву левой руки профессора без каких-либо нежелательных последствий.
«Волею случая я родился человеком, но я верю, что в силах это изменить», – шутливо отвечает Кевин Уорвик на вопрос о том, зачем он, совершенно здоровый человек, ставит над собой такие опасные эксперименты. Но объяснение его опытам на самом деле куда более серьезное. Профессор Уорвик убежден: только эволюционировав в киборгов, мы сможем сохранить свою власть на нашей планете.
Эволюция по Уорвику
Согласно Уорвику, своим господством на Земле мы, люди, обязаны интеллекту. Число нейронов в головном мозге человека достигает 100 миллиардов, что значительно больше, чем у животных. Но эра пребывания человека на вершине эволюции подходит к концу – ведь в течение длительного времени он практически не совершенствуется, тогда как машины становятся вдвое мощнее раз в полтора года, согласно закону Мура. Поэтому недалек тот момент, когда они перегонят нас в интеллектуальном плане и, как более умные создания, станут господствовать над нами. «Я не удивлюсь, если к 2050 году человека наряду с другими животными посадят в зоопарк, – заявляет профессор. – Но выход есть: мы должны повысить свой естественный интеллект за счет искусственного, став киборгами». Поскольку до восстания машин, по выкладкам профессора, осталось всего 30–50 лет, Кевин призывает человечество не тянуть с киборгизацией и своим личным примером пытается ускорить процесс.
Согласно Уорвику, уже совсем скоро начнется массовый процесс вживления в головной мозг людей специальных имплантатов, которые свяжут их с машинами, что приведет к необратимым последствиям. «Обычные люди станут абсолютно неконкурентоспособными по сравнению с киборгами, которые и выживут их из офисов». Поскольку последнюю фразу Уорвик говорит уже непосредственно мне по телефонной связи Рединг–Москва, я решаюсь на шутливое замечание: мы, мол, в редакции собираемся роботов заставить вместо нас работать, а вы тут пугаете, что киборги нас выживут. Но профессор не желает понимать юмора и совершенно серьезно вопрошает: «Вы же не настолько глупы, чтобы оставаться человеком?»
– Так вы считаете, что без имплантата я скоро не смогу работать редактором?
– Если киборги позволят, то сможете. Но пресса будет уже не та: минимальные тиражи, примитивные читатели, низкие зарплаты. Мы ведь, киборги, будем общаться не языком, а мыслями, так что никакие журналы нам не понадобятся.
Воистину нестандартное мышление, и тем не менее слова Уорвика произвели на меня эффект и даже расстроили куда сильнее, чем школьное откровение о том, что человек произошел от обезьяны. Бунт машин – известная гипотеза, но только после разговора с ее популяризатором мне стало по-настоящему интересно, насколько реальна эта перспектива. Должен сказать, что встретить ученого, который убедил бы меня в принципиальной невозможности бунта машин, так и не удалось. Напротив, многие ученые считают, что восстание машин неминуемо, разве что произойдет оно, по их мнению, не так скоро, как прогнозирует Уорвик. Даже знаменитый астрофизик Стивен Хоукинг придерживается сходного мнения. «Чтобы сохранить превосходство биологических систем над электронными, – заявил он в одном из интервью, – нам необходимо усовершенствовать свою природу путем усложнения ДНК или соединения с машинами». Похоже на то, что призыв Уорвика эволюционировать в машины не лишен здравого смысла. Так что же, пора искать контору, которая сделает нас конкурентоспособными в XXI веке киборгами?
Кувалдой по банану, или Нет ничего невозможного?
На самом деле, даже если мы настолько же сильно, как профессор Уорвик, захотим стать киборгами и вживим в свое тело и мозг пару имплантатов, никаких особенных преимуществ по сравнению с обычными людьми мы не получим. «Если послушать Капитана Киборга, – говорит о профессоре Уорвике один из журналистов британского издания The Register, – можно подумать, что уже через 10 лет мы будем общаться мыслями, но в реальности его собственные эксперименты по сравнению с тем, что он прогнозирует, – детский лепет. И выполняет их он исключительно ради привлечения внимания прессы к его работе, для науки эти опыты не имеют значения». Такого же мнения придерживается и ряд серьезных ученых. «До того, как в области полетов был достигнут серьезный научный и инженерный прогресс, – говорит профессор Блей Уитби из университета Сассекса, – многие столетия люди привязывали крылья к рукам и прыгали с башен. Приводили ли такие самоубийства к прогрессу? Маловероятно. Исследования Уорвика находятся на столь же ранней стадии развития». Если проанализировать эксперименты Уорвика с этой точки зрения, то в них действительно можно найти долю «паблисити». Так, в августе 1998 года, когда профессор заставил хирурга главной больницы Рединга вживить в его предплечье стеклянную капсулу, об этом эксперименте писали чуть ли не все мировые СМИ, хотя ничего особо примечательного в нем не было. Кевин просто разместил под кожей специальный имплантат-радиопередатчик. Благодаря ему, когда профессор приходил на работу, перед ним распахивались двери, зажигался свет, а компьютер, учуяв сигналы с имплантата, приветствовал своего хозяина. Но ведь то же самое было бы возможно, если бы профессор просто надел радиопередатчик, скажем, на палец руки. Зачем нужно было производить хирургическую операцию?..
Следующий эксперимент был проведен в марте 2002 года. На этот раз в его левую руку вживили имплантат, соединив его с помощью сотни электродов с тканью срединного нерва руки. Задача нового имплантата была куда сложнее: он должен был передавать сигналы от нервной системы компьютеру и сохранять их там. Причем Уорвик не просто выполнил эту задачу, но и для зрелищности эксперимента создал специальную механическую руку, которая работала синхронно с его рукой. Когда профессор хотел пошевелить пальцами руки, от его мозга к пальцам шли нейронные импульсы, имплантат преобразовывал их в электрические сигналы и передавал на компьютер, а механическая рука в зависимости от типа сигналов двигалась каждый раз так же, как рука Кевина. Работало это устройство очень эффектно, но пытливых корреспондентов уважаемых научных изданий специалисты заверили, что эксперимент Уорвика вторичен. Подобные опыты ставили и раньше – правда, только на животных. Что, впрочем, не помешало профессору создать вокруг эксперимента невиданную шумиху. Ее причиной, в частности, стала публикация Уорвика в авторитетном американском журнале Wired, которую он сделал за два года до эксперимента. В ней профессор рассказывал целый ряд приковавших внимание к проекту историй. Например, что, когда имплантат будет в нем, он попытается напиться вина и передать сигналы на компьютер, а потом на трезвую голову попробует вернуть их обратно в головной мозг. Стоит ли говорить, что ничего из этого осуществлено не было. Если нейронные импульсы уже сейчас можно переводить в электрические сигналы, то обратный процесс практически невозможен. Несмотря на это, Уорвик пошел на странный эксперимент: он попросил вживить похожий имплантат в нервную систему его жены – чешки Ирины. Супруги пытались связать свои нервные системы посредством компьютеров и интернета, но, судя по тому, как невнятно Уорвик впоследствии рассказывал об этом опыте, ощутимой коммуникации нервных систем достичь так и не удалось. «Профессор Уорвик заверял, что с помощью своего эксперимента он сможет достичь телепатической коммуникации с другими обладателями вживленных чипов, – пишет издание The Register. – Мы же сразу говорили, что это все равно что пытаться очистить банан с помощью отбойного молотка».
Интересно, а чем нынче занимается Уорвик? «Я разрабатываю имплантат, который бы не только переводил нейронные импульсы в электрические, но и обеспечивал бы обратную связь, – по телефону рассказал профессор. – А к 2010 году я надеюсь осуществить свой третий эксперимент – Cyborg 3.0. В ходе него я вживлю имплантат в головной мозг парализованного, и он сможет управлять инвалидной коляской одной лишь силой мысли». Если все удастся, то дальше профессор займется осуществлением своей давней мечты – разработкой системы телепатической коммуникации людей. Но в успешность будущих экспериментов Кевина Уорвика мало кто верит. «Если и удастся разработать подобную систему движения для парализованных, – заверяют специалисты, – вряд ли ее создателем будет Уорвик». Несмотря на то, что деятельность других ученых в области нейроэлектроники освещается меньше, уже сейчас ими достигнуты более серьезные результаты.
Одной лишь силой мысли
В то время как Уорвик только идет к тому, чтобы вживить в мозг имплантат, группа под руководством бразильского профессора Мигеля Николелиса, работающего в университете Дьюка в Северной Каролине, уже вовсю занимается экспериментами по вживлению имплантатов в мозг макак. Сначала Мигелю удалось с помощью имплантата заставить обезьяну управлять курсором на мониторе компьютера, а затем, весной 2000 года, обезьяна смогла одной лишь силой мозга управлять многозвенной рукой робота, расположенной на расстоянии тысячи километров от нее в Массачусетсском технологическом институте. При этом в отличие от эксперимента Уорвика сигналы компьютер получал не от срединного нерва, а непосредственно от коры головного мозга. Сейчас от малых приматов Николелис переходит к экспериментам над большими обезьянами, а далее, судя по всему, займется и человеком. Ведь главная цель его работы – дать возможность парализованным людям манипулировать креслами-колясками или механическими конечностями с помощью одной лишь силы мысли.
Но профессор Николелис – не единственный, кто увлечен этой проблемой. Аналогичной работой заняты ученые из университета Эмори в Атланте, и их «подопытные» – люди. Примерно по той же самой схеме, как Николелис смог научить макак двигать курсором на компьютере, они научили парализованного человека «писать» слова, переводя курсор от буквы к букве. Одной лишь силой мысли!
Ученые из швейцарского Института искусственного интеллекта Dalle Molle и испанского Центра биомедицинских исследований разработали прототип кресла-коляски, который они планируют привести в действие даже без вживления в мозг пациента имплантатов – за счет использования сигналов электрической активности мозга. Но еще более удивительно то, что в результате совместной работы мозговых имплантатов и подачи по специальной программе электрического тока на мышцы парализованные уже сейчас могут ходить! Что же касается разработки кресла-коляски, работающего от головного мозга, то, по прогнозам ученых, оно вполне может появиться через десятилетие-два, но вряд ли раньше. А там уж и до полноценных киборгов станет недалеко. Как бы скептически ни относились иные ученые к работам Уорвика, многие из них признают, что теоретически чуть ли не все задумки профессора когда-нибудь можно будет реализовать. Вопрос лишь в том, как скоро... Главное – успеть до бунта машин!
Как имплантат работает
С первым имплантатом Уорвик ходил в течение 9 дней.
После того, как его извлекли, у профессора было чувство, словно он потерял хорошего друга.
Имплантат, который профессор Уорвик вживлял себе в руку, представляет собой стеклянную капсулу, внутри которой находится электромагнитная катушка и несколько микросхем.
В основе его работы лежит закон магнитоэлектрической индукции Фарадея. Когда на имплантат поступает радиочастотный импульс, катушка начинает вырабатывать индукционный ток. Он «питает» микросхемы и трансформируется в них в уникальный 64-битный электронный сигнал, который и позволяет автоматически открывать двери и включать свет при приближении определенного человека. Аналогичным образом устроены и идентификационные чипы, которые любому желающему предлагает вживить в тело компания VeriChip: отправив на это устройство специальный сигнал, имплантат выдает уникальный 16-значный код пользователя, по которому с помощью компьютера и интернета можно получить информацию о пользователе.
Источник Микросхема под кожу